Холодные, снедаемые гулом сотен кондиционеров, залы аэропорта Ниной Акуино сменяются резким ударом в грудь непрекращающегося ни на секунду, палящего и истинно тропического зноя столицы Филиппинских островов – Манилы.

Две вещи о Филиппинах необходимо знать прежде, чем мы начнём рассказ об отдельных городах и провинциях.

  • Во-первых, уличная еда – лемпос (молочный поросёнок), лечон (жаренное сало) и манок (курица-гриль) – совершенно безопасны там, где их ест местное население.
  • Во-вторых, католичество, баскетбол, боксёр Мэнни Пакьяо, петушинные бои и песня “My Way” Фрэнка Синатры являются непререкаемыми столпами здешнего общества, стало быть шутки на эти темы, как правило, фатальны. Для всего остального есть филиппинский английский язык и песо-мэджик.

Филиппинский английский весьма своеобразный, спутанный местами с тагальским, в некоторых местах с испанским, но неизменно не сразу понятный даже многим носителям. Привыкнув к специфическому произношению, остаётся удивляться, что названия улиц, городов и вещей, написанные вроде по-английски, читаются совсем иначе.

Песо-мэджик – это таинственная магия, которой следуют все Филиппинские острова, основанная на том, что если что-то нельзя, но очень хочется, значит это можно сделать, но за деньги. Как сказал один друг, старый моряк и капитан большого прогулочного корабля-тримарана в Лапу-Лапу: “Бюрократия и раздолбайство”.

Манила

Главное правило в Маниле, для туриста, обласканного уютом западной цивилизации, прибегнуть к совету, высеченному на кольце Соломона: “Всё пройдёт и это тоже”. Аэропорт окружён жутковатого вида трущобами, в которых, словно в муравейнике, снуют местные пролетарии и члены их семей. Для человека, не посвящённого в реалии Юго-Восточной Азии, либо познавшего лишь благостный комфорт и идиллию пляжей Самуи, первые часы могут стать пугающей аллюзией на тему латиноамериканских фавелл. Отбрасывая сомнения и страх, садимся в такси (белые в 4 раза дешевле жёлтых) и, потребовав от хитрого таксиста включить счётчик, мчимся в центр города. Стартовая цена посадки – 50 песо и за каждый километр накручивается ещё по 7 песо, поэтому средний маршрут по городу обойдётся в 200-250 песо с чаевыми на усмотрение.

И тут оказывается, что центра города, как такового, вовсе и нет. Все интересные места, будь-то популярные развлекательные местечки, исторические крепости или огромный, сверхсовременный деловой центр, вылизаный, словно в контраст остальному городу, до блеска, находятся в разных местах этого гигантского города. По опыту, лучше всего отправиться в район Эрмита (Ermith), заставленный гостиницами, барами и ночными клубами, подпоясанный с одной стороны многолюдной набережной бульвара Рохаса, вытянувшегося вдоль Манила-Бэй, маршрутом на крупнейший торговый центр в Азии Эйша Молл и, в пяти минутах от Рохаса, историческим центром города – Интрамурос.

Цены на гостиницы практически бросовые. Ночь с хорошим сервисом в номере, декорированном под дерево и приятной исторической мебелью обойдётся всего лишь в 30-40$. Если есть желание задержаться в Маниле дольше, чем сутки-другие до пересадки, то персонал, обслуживающий комнаты лучше наградить копеечными по нашему и щедрыми по их мнению чаевыми в сто филиппинских песо, ведь впоследствии это избавит от массы проблем.

Несмотря на непрезентабельность города на первый взгляд, он волшебный, особенно если знать, как подступиться. На улицах города много нищих и ещё больше специфической профессии – “помогал”, интересующихся местом, куда вы направляетесь и предлагающих провести куда угодно, будь-то массажный кабинет или же сеанс хилера. Лучший способ борьбы – игнорирование, а в других городах вы и вовсе соскучитесь по этим забавным парням.

От Эрмита до Интрамуроса не ходит прямой маршрут джипни, да и первое время вы вряд ли захотите кататься на специфической местной маршрутке, некоторые из которых выглядят, как творения Сальвадора Дали. Такси в одну сторону обойдётся всего в 70 песо, мимо огромного посольства США, вдоль залива, усыпанного баржами и танкерами, к месту, где когда-то испанские конкистадоры основали первое генерал-капитанство. Выйдя у статуи Фернана Магеллана, окажетесь посреди площади, являющейся центром начала экскурсий и отправной точкой для прогулок по старой Маниле. Первооткрыватель Филиппинских островов смотрит на огромный средневековый собор, классический для испанских колоний, серой грядой видавшего виды камня, возвышающийся над площадью. Большое здание по правую руку – это дом генерал-губернатора, а далее, отмахавшись от “помогал”, направьте шаги в переулки ведущие к крепости, не раз становившейся предметом ожесточённых сражений. Заблудиться не удастся – с одной стороны море, а с другой весьма “пахучая” река, отрезающая часть района от основной части города. Идти дальше не стоит, ведь там начинаются самые настоящие трущобы, построенные из картона и полиэтилена.

Однозначно стоит посетить:

  • Эйша Молл, который находится между аэропортом и Рохасом, с обоих мест туда отправляются микроавтобусы, либо, освоившись, можно сесть в джипни по светло-зелёному маршруту;
  • Океанариум, расположенный в районе Пахак, открывает свои двери за 500 песо. Чёрный маршрут джипни или, если ехать с Рохаса, такси за 150 песо;
  • Квезон-Сити, являющий собой образец, какие бывают мегаполисы с небоскрёбами. Добраться очень легко, достаточно пересесть с продольной ветки метро, на красную и выйти на станции Аяла;
  • Один из тысяч местных ночных клубов, которых только в Эрмите несколько десятков.

А решив остаться на Лусоне, по единственной в стране железной дороге можно отправиться в южный регион острова смотреть на магические пейзажи вулканов и озёр, посреди которых эти некогда гигантские чудовища расположились. Внутренние рейсы из Манилы, зачастую обойдутся всего в 1500-2000 песо на любой соседний остров. Самые экономные могут смотреть акции на сайтах Себу Пасифик и Эир Азия, где иногда появляются билеты по 900 песо.

Остров Себу

Административный центр Висайских островов и своеобразная студенческая столица Филиппинских островов в лице одноимённого города – Себу – находится на склонах некогда потухшего вулкана, берега которого обрамили острые, как лезвие коралловые рифы. Большой популярностью остров пользуется среди дайверов, не особо опытных, чтобы отправиться на Негрос или Палаван, но желающих увидеть подводный мир в безупречной, прозрачной лазури моря Себуян.

По берегам острова расставлены сотни дайверских клубов, предлагающих любую программу по желанию клиента и даже самую фантастическую – возможность поплавать рядом с китовыми акулами. Эти гиганты, размером с автобус, не обращают на людей никакого внимания и не используют их в пищу, поэтому можно смело проплывать вместе с ними, хватать за плавники с целью прокатиться. Секрет такого дружелюбия прост – ранним утром местные жители, зарабатывающие на дайвинге, начинают щедро посыпать участок моря рыбой.

Город Себу расположен на террасах и отрогах гор, покрывающих остров полностью. Чем выше в горы, тем дома, ещё в предгорьях бывшие смесью обычного городского ландшафта, торговых центров и спальных районов, становятся роскошней и богаче. Район к северу от Айала – Беверли Хилз – покрыт красивыми, без пафосных излишеств, замками японских и американских гостей страны, а совсем рядом, пройдя извилистым серпантином по Александрас авеню, расположен крупнейший и фантастически красивый даосский храм в мире. Он открыт для посещения, но полиция тщательно следит за тем, чтобы никто из посетителей не проронил ни слова – говорить здесь строго запрещено. Верхняя веранда храма, расположенная высоко над городом, открывает завораживающий пейзаж на сам город, весь остров и соседние Мактан, Коконат и Бохоль.

Вдоль всех достопримечательностей вытянута красная ветка движения джипни, соответственно с неё начинается движение в другие части города. Добраться в храм можно доехав на красном джипни до Джей Молл и на заднем дворе пересев на ярко-жёлтый, из которого необходимо будет выйти точно до поворота на Беверли Хилз, в пятидесяти метрах от храма. Стоимость проезда в любую точку Себу – 7 песо.

Северная часть острова известна водопадами Кавасан и полудикими пляжами из мелкого тёмного песка. Единственное, что может опечалить – это 5-7 часов по горной трассе. На острове Себу есть традиция у гостиниц предоставлять постояльцам скутер для поездок по окрестностям и, что самое главное, совершенно бесплатно. Взять такой, решив посетить Кавасан, и сэкономив при этом 300 песо на джипни – звучит, как отличная идея.

Мактан

Связанный с Себу двумя мостами и проливом, Мактан является местом, где похоронен величайший мореплаватель Фернан Магеллан. Добраться до Мактана можно сев опять же в Джей Молле на белоснежный джипни, единственный с закрытыми окнами и дверьми. Стоимость поездки – 50 песо.

Столица острова – город Лапу-Лапу, названный в честь вождя, который, собственно, лишил Магеллана жизни. В восточной части острова, недалеко от паромной переправы и туристического местечка, зажатого у Пунто-Энганы, рыбного рынка (тысячи живых осьминогов, кальмаров и всего на свете!) и Паблик Бич, расположен красивый и ухоженный парк, где, собственно, его могила и располагается. Добраться можно на трайсикле, ходящем между Маригондон и рыбным рынком. Если не брать трайсикл на одного, то за 5 песо бравый мотоциклист домчит вас из любой точки города до нужного места.

Филиппинская толерантность во всей красе – статуя Магеллана, могила Магеллана, стела об установлении испанского владычества, статуя борца за независимость Лапу-Лапу, тотем язычников и часовня располагаются в радиусе десяти шагов друг от друга.

Бохоль

Попасть на Бохоль можно как местными лоукостерами (за те же 1500-2000 песо), так и паромами (800 песо), один из причалов которых расположен на предыдущем острове. Расписание паромов устанавливается в зависимости от тайфунов, погоды и желания местного монополиста, но в обычные дни утром и вечером от пристани Себу и аналогичной в Лапу-Лапу отходит паром. Первый брать не разумно – он плывёт вокруг острова Себу, заплывая на Негрос, благодаря чему поездка занимает 8 часов. Второй идёт всего 2 часа.

Визитная карточка Бохоля – это наличие здесь двух уникальных явлений. Первое – это единственное место на планете, где живут забавные зверьки с гигантскими глазами – долгопяты. В России зачастую говорят название острова, как Бохол. Это не правильно – необходимо называть именно Бохоль.

Второе – это Шоколадные холмы – стройные природные насыпи, покрытые травой и цветами, принимающие в жару цвет шоколада с толикой жёлтых ноток. Утренний зной, сменяющийся на вечерние насыщенные туманы, растекающиеся в долинах между холмами, словно молоко заставляет туристов, добравшихся до этого чуда света непроторенные тропами, пускать слезу от умиления.

К востоку от Бохоля Филиппинские острова обрываются глубоководным десятикилометровым желобом и вечно страдающим от тайфунов Лейте, поэтому дальнейший путь лучше сориентировать на том же самолёте-лоукостере к острову Боракай.

Боракай

Остров – рай, словно вышедший из советской детской песни “Чунга-Чанга”, интегрировавший в себе все туристические стереотипы и сотни удовольствий, доступных в других частях света лишь по частям – это Боракай.

Наличие на острове, меньшем по размеру чем какой-нибудь Арбатский район Москвы, двух сотен отелей в том числе и крупнейших мировых сетей, а так же представительства международных федераций дайвинга, виндсёрфинга, кайтсёрфинга и миллионов туристов ежегодно при отсутствии даже собственного аэропорта (добираться придётся с соседнего острова на корабле), говорит о том, что это того стоит! Прилетающие в аэропорт Панай могут попросту взять трансфер за 500 песо, включающий поездку вдоль побережья до переправы и саму переправу через пролив. Здесь сложно снять жильё у местных, а вот остаться без уютной крыши гостиницы на любой вкус достаточно проблематично.

За 200-300 песо местные мальчишки возведут в вашу честь огромный песчаный замок и выведут на нём инициалы или любую другую информацию. Полиция, запрещающая такой варварский подход к песку, несомненно, разрушит его через полчаса, но успеть сделать крутое селфи на память можно успеть даже большой компанией.

По сравнению с остальной страной здесь всё очень дорого. Даже излюбленный транспорт Филиппинских островов – трайсикл или трёхколёсный мотоцикл – стоит в два раза дороже за равное (пара районов-барангаев) расстояние, в среднем оцениваясь в 70-80 песо. Зато, не являясь поклонником дорожных приключений, лететь стоит именно сюда, расположившись в шезлонге на белоснежном пляже. Номер в Шангри-Ла или в роскошном отеле с бунгало Парадайз обойдётся в 500$ в сутки, хотя в других отелях есть варианты и за 150-200$. Лайфхак: самые экономные могут попросту перемещаться на ночь на соседний, не особо туристический остров, на пароме.

Западная часть острова находится под постоянным натиском ветра, дующего с Индийского океана, а восточная напротив, защищена от всех ветров и приходит в движение лишь пару раз в год во время тайфунов, редко приносящих на Боракай разрушения, сродни тем, что случаются в восточной провинции Лейте, стало быть за безопасность от природных катастроф можно не переживать. Обосновавшись на западном берегу и вооружившись необходимой амуницией в аренду за 5000 песо, можно направиться на пляж и попытать удачи в борьбе с ветром.

Обязательны к посещению:

  • Пещера летучих мышей, но только для самых храбрых и стрессоустойчивых;
  • Рифы с подводным миром в 5 километрах от берега;
  • Пристань яхт-клуба на западе острова, где стоят яхты исключительно с яркими синими парусами;
  • Ресторан “Pinoy”, меню которого – исключительно местные морепродукты;
  • Пляжи-стейшены.

Палаван

Словно назло Боракаю, отрезанный от остального архипелага, Палаван привлекает дикостью и неосвоенностью, где едва начавшаяся дорога упирается в реку, стремительно летящую с высокого обрыва, устремляясь в море. Море, которое хранит в себе тайны сокровищ филиппинских пиратов, пещеры и гроты, многие из которых не были посещены людьми и гигантские рифы, возвышающиеся из толщи морской воды, попирая покой глубоководных впадин своей буйной коралловой живностью.

Отправиться на Палаван сквозь неспокойное море Сулу можно многими способами: самолётом Себу Пасифик из Себу, Филиппинскими Авиалиниями из Манилы, Рохаса и Думагете, либо паромом. Без особой страсти к морским приключениям, тельняшкам и рому, отправляться на корабле желательно только в самый крайний случай, поскольку комфортные каюты представляют из себя трёхэтажные узенькие койки, расставленные на манер российских плацкартов, где вашим соседом может оказаться фермер из Даовао с одной стороны, а с другой – его же нехитрый скот в виде козы, кур и пары дурианов.

Эль-Нидо и Пуэрто-Принцесса, где расположен единственный на острове международный аэропопрт, станут отправными точками в любом случае. Эль-Нидо приютит дайверов, а Пуэрто-Принцесса, любителей спусков на каное по размеренным фантастическим подземным рекам. Осколки кораблей и нетронутая до сих пор экосистема рифа Апо привлекает дайверов, профессионализмом выше среднего, но и для совсем новичков найдётся место для тренировок.

Остров очень гористый, порой местные ландшафты перемежающиеся колоннами каменных столбовых рифов с мангровыми лесами, напоминают известную вьетнамскую бухту Халон. Передвигаться по острову лучше всего арендовав байк за 9$ сутки, либо, ради сохранения атмосферы, взять катамаран за 250-400$. Подобных предложений уйма, зачастую их предлагают прямо в гостинице, а на набережной Эль-Нидо дежурят “помогалы”, с радостью демонстрирующие скоро отбывающий тримаран.

Послесловие

Дальше Палавана Филиппинские острова уже не простираются, плавно превращаясь в Индонезию и Малайзию на острое Борнео. Россыпью, брошенных древними филиппинскими богами, по морю Сулу, Себуян вытянулись семь тысяч островов, большая часть из которых таинственна и пустынна, лишь ожидая своего исследователя, не погнавшегося за проторенным и затёртым раем, навязываемым туристическим бизнесом. И как жемчужины, испокон веков вылавливаемые местным морским народом из глубины океана, каждый из них уникален и не похож ни на один другой.

Александр, Сыктывкар