Засидевшись в Гоа три с лишним месяца, в феврале этого года я решила отправиться в небольшое путешествие по Индии и тем осуществить свою давнюю мечту. В компании у меня было трое ребят, которые были ограничены сроками своего отпуска, и на осмотр индийских красот нам было выделено 7 дней. Посмотреть хотелось все, и сокращать свои планы мы не намеревались.

А план был таков: встретиться в Дели, провести там день, посмотреть главные достопримечательности. Знаменитые Ворота Индии, которые были построены в честь солдат британской армии, павших в Афганской и Второй мировой Войне расположены в самом центре города. Далее мы хотели отправиться смотреть гробницу Хамаюна 16 века, которая явилась прообразом Тадж-Махала. Ну и, конечно, нельзя было пропустить символ Дели – храм Лотоса, вместилище всех религий мира.

Затем мы собирались отправиться в Джайпур, где находится Розовый Город, выполненный целиком из розового мрамора, Дворец ветров – символ Джайпура, гордость мастеров Раджастана, Амбер форт – огромный дворцовый комплекс, где жил махараджа и его 300 наложниц. А потом мы отправлялись в Агру, чтобы увидеть своими глазами чудо света Тадж Махал и знаменитый Ред Форт, который защищал город от нападения врагов. А завершить свое путешествие по Индии мы планировали в Варанаси на берегах Ганга, где столетия назад зарождалась йога и восточная мудрость (затем улететь в Гоа через Дели). Получалось, что на каждый город у нас были всего 1 сутки, в Варанаси мы шиканули и прожили целых 2 дня. Между городами мы перемещались на поездах. Этот пост будет полностью посвящен покупке билетов на поезда.

Подготовка. Покупка билетов

Купить билеты на индийский поезд заранее (из России) через интернет не самое простое дело. Если вы уже находитесь в Индии, можно прийти в любой трэвел-офис или в кассу и купить нужный билет. Главная проблема в том, что билеты на поезда раскупаются очень быстро и заранее. Часто бывает так, что билет на нужное направление необходимо покупать за месяц или два. А не у всех путешественников есть такая возможность. Поэтому намного удобнее было бы купить билет из России. Как это сделать?

Главные поисковики индийский ж/д билетов это: irctc.co.in – официальный сайт индийских железных дорог, cleartrip. com и makemytrip.com. Здесь можно найти и приобрести билеты на поезд. Если вы находитесь в Индии, сделать это просто. Но, если вы в России, нужно делать это определенным образом. Для того, чтобы купить билет, нужно получить код подтверждения через СМС на индийский номер. Если его нет, то и купить билет из-за границы невозможно. Но относительно недавно процедура поменялась и теперь СМС можно обойти, если отправить запрос со сканом своего паспорта.

  1. Зарегистрируйтесь на сайте cleartrip.com, затем пройдите по ссылке. Если вы уже заводили аккаунт на сайте ж/д irctc.co.in, то выбирайте кнопку Sign in to your existing IRCTC account, вводите данные и ждите получения мобильного кода. Если аккаунта нет, выбирайте другую кнопку – Register for a new IRCTC account и регистрируйтесь. Необходимо заполнить все поля. Почтовый ящик желательно иметь на gmail.
  2. После того, как все данные отправлены, на почту приходит письмо с логином и паролем от аккаунта в irctc.co.in. Теперь нужно получить долгожданный мобильный код – mobile verification code. Для этого нужно написать письмо на адрес care@irctc.co.in с просьбой прислать код на почту. В письме можно написать, что вы гражданин России и только планируете DSC_0149_Ворота_Индиисвое путешествие в Индию, поэтому местного мобильного номера не имеете. Попросите прислать код на почту. В письме указываете свой мобильный русский номер, прикладываете цветной скан паспорта. Отправляйте письмо только с того ящика, адрес которого указывали при регистрации! Через несколько часов вы получите свой долгожданный код. Он одноразовый, поэтому он используется только один раз для подтверждения на сайте cleartrip. После этого вы будете успешно зарегистрированы и сможете приобретать билеты. Но! Если у вас возникли сложности, вы использовали свой код в другой ситуации или нажали не ту кнопку, вам придется ввязаться в долгие и тесные отношения с индийской бюрократической машиной. То есть выход один – писать письма на вышеуказанный адрес и объяснять причины всех своих проблем. Как правило, все решается успешно. Нужно лишь терпение. В Индии без него – никуда. 

Немного об индийских поездах. Классы

Покупая билет в индийский поезд, вы, несомненно, столкнетесь с проблемой выбора класса. Они могут обозначаться непонятными буквами и вводить не индийских туристов в заблуждение. Класс вагона влияет на стоимость билета и на уровень вашего комфорта. Итак, как выбрать класс?

  1. General Class (Code 2). Вагон второго класса, имеет сидячие места. Самый низкий класс, кондиционеров нет, только вентиляторы на потолке. Сидения деревянные. Окна не имеют стекол, зато есть решетки. Для нашего туриста такой вагон – это максимальный экстрим, которого можно хватить в Индии. Видели фотографии индийского поезда, который облепили сотни людей, сидящие на крышах и вываливающиеся из дверей? Это дженерал класс. Ведь место в билете отсутствует, так что наполняемость максимальная. Стоимость билета около 150 рупий за 1000 км.
  2. Sleeper Class (Code SL). Слипер уже больше знаком нашему турситу. Многие ездят по Индии на похожих автобусах (слипер-бас). Для тех, кто не знает – это наш плацкарт, но с индийскими особенностями: не две полки в ряд, а три. При том, что высота поезда такая же, как у нас. Места в билетах указаны. Лучший вариант, как ни странно, это верхние полки. На них можно сразу завалиться и спать. Средние полки отстегиваются только на ночь, в противном случае они не дают возможности сидеть на нижних. А вот на нижних-то и собирается куча народа. В слипере сидения не такие жесткие, кондиционеров также нет, стекла в окнах могут быть, а могут и не быть. Постельное белье в слипере не выдается. Я чаще всего ездила именно в таком вагоне. Совет: возьмите с собой любую тряпку, накрыть полку и одеяло. Ночью будет очень холодно! Если вы в разгар сезона (ноябрь – февраль) соберетесь осматривать северные штаты, температура ночью может достигать +5 градусов. Примерная стоимость 400 рупий за 1000 км.
  3. First Class Non-AC (Code FC). Первый класс. Не так часто встречается. Купейный вагон с двумя полками в каждом. Кондиционера нет, на окнах решетки. Стоимость проезда около 1000 рупий за 1000 км.
  4. AC3 Tier (Code 3AC). Практически тот же слипер, но с кондиционером. Здесь почище, выдают белье. Ходит проводник, что ограничивает количество посторонних лиц в поезде. Кондиционер работает всегда и на полную мощь, он не регулируется. Поэтому совет о теплых вещах актуален и здесь. Каждому пассажиру выдают простынь и одеяло, но оно довольно тонкое. Стоимость проезда 1000 рупий за 1000 км.
  5. AC2 Tier (Code 2AC). Второй класс, есть кондиционер. Здесь всего две полки в ряд, поэтому вагон максимально похож на наш плацкарт. Каждое купе закрывается шторкой. Стоимость проезда 1500 рупий за 1000 км.
  6. First class AC (Code 1AC). Первый класс с кондиционером. Изолированные купе наподобие СВ. Такие вагоны есть не в каждом поезде, чаще всего в экспрессах. Стоимость довольно высока, так что иногда выгоднее лететь самолетом – около 3000 за 1000 км.

Для перемещений на короткие расстояние есть, так называемые, электрички. Именно ими мы пользовались между городами Дели – Джайпур – Агра. Это обычные сидячие вагоны, также имеющие несколько классов.

  1. AC Chair (СС). Вагон с кондиционером, сидячие места мягкие и комфортные. Выдают воду и даже какую-то еду. Стоит около 700 рупий за 1000 км.
  2. Executive Chair Car (EC). Более комфортный вариант, меньше рядов, меньше кресел. Стоимость 900 рупий за 1000 км.
  3. Электричка обычная. Некрашеные лавки, ни стекол на окнах, ни дверей, полна горница людей. Зато весело и дружно.

Все поезда можно разделить на пассажирские и экспрессы. Надо быть готовым к важному факту: поезда в Индии всегда опаздывают. Это не значит, что нужно приезжать на вокзал на 3 часа позже, но нужно быть морально готовым к тому, что придется сидеть в ожидании поезда до 10-12 часов. Чаще всего поезда опаздывают на 1-2 часа. Это нормально.

Кондиционер в поезде – вещь далеко не первой необходимости. Он нужен только если вы едите в жаркий сезон куда-то на юг. Если у вас недолгая дорога, которая проходит большей частью ночью, не заморачивайтесь с кондиционером. Но если он все-таки будет, берите теплые вещи. Главная мера безопасности индийских поездов – это не оставлять вещи возле окна (стекол нет, могут стянуть через решетки) и приковывать свои сумки металлическими цепями, которые продаются на каждой станции (их носят даже по вагонам). С туалетами проблем нет, на вагон их 4: 2 европейских, 2 индийских. Есть раковины.

Как купить билет

Билет на индийский поезд можно приобрести за 120 дней до его отправления. Даже при покупке билета не все оказывается так просто, ведь существует несколько видов бронирования. И только статус General Confirmed говорит о том, что билет вы приобрели.

Самое прекрасное, с чем мы столкнулись при поездках на поездах – это Wait List (WL). Мы купили билеты в первый же день, как открылась продажа. Без проблем были взяты билеты на короткие расстояния (на электрички), а вот билетов на поезд Агра – Варанаси не оказалось. Пришлось приобретать их в листе ожидания. Суть этого метода в том, что выстраивается очередь из желающих поехать этим поездом. Каждому присваивается номер. Если кто-то из пассажиров отказывается и сдает свои билеты, очередь движется вверх. Дело это рисковое, но вполне обычное для Индии. Кандидаты из первой десятки имеют отличные шансы. Проверять свой статус можно на сайте железных дорог или в специальных терминалах на любом вокзале Индии. Ждать придется до последнего, списки с теми, кто попал в поезд, появляются перед самым отправлением и крепятся на каждый вагон. При покупке такого билета деньги с карты снимаются (или платятся наличные). Но если вы не попали в список пассажиров, деньги либо возвращаются в кассе вокзала (комиссия 20 рупий), либо приходят на карту в течение трех суток. К слову, мы были в очереди третьими по счету, к моменту отправления поезда мы поднялись лишь на одну ступеньку, и мест для нас не оказалось. Решили проблему по-индийски – долго сидели в кабинете у начальника вокзала, пили чай, после чего получили обычные билеты в слипер-вагон за 500 рупий. Так что выход есть всегда.

Reservation Against Cancelation (RAC) – если к моменту отправления не освободятся места в вагоне, у вас будет одно нижнее место, но пополам с таким же счастливчиком. Места на эту категорию билетов распределяются сразу после того, как начинают поступать отказы от билетов. После того, как раскиданы все места из этой категории, приступают к распределению листа ожидания.

Еще есть квота специально для иностранцев – Foreign Tourist Quota. Билет по ней можно купить только на вокзалах Колькутты, Ченная, Бангалора, Ахмедабада, Мумбаи, Джайпура, Варанаси, Дели, Агры и еще нескольких городов. В интернете они не продаются. Чаще всего это билеты в хорошие классы поездов. В общую продажу они поступают за час до отправления поезда.

И напоследок. Что делать, если никаких билетов не оказалось? Или вы так и остались в листе ожидания? Варианта два: ехать зайцем или купить билет в General Class. В первом случае вы можете зайти в вагон и сесть куда угодно, постоянно ожидая контролера. Придется заплатить штраф, разницу между билетами General Class и того вагона, в котором вы сидите. Тогда переплата будет примерно в три раза больше. Во втором случае можно просто попросить проводника найти вам место в поезде и оплатить разницу между классами поездов. И не забывайте про небольшой бакшиш, который в Индии решает любые проблемы. Не бойтесь ездить поездами!

Ольга Ревенко, г. Новосибирск

автор блога http://anjunabeach.ru/ e-mail: satine_r (собака)ngs.ru