Удивительно, насколько разные впечатления получают люди, в зависимости от того, как они знакомятся с городом. Одно дело – узнаваться о нем из книг, другое – из телепередач, третье – из художественных фильмов. И совсем иное – посмотреть на все собственными глазами. Именно такую «вечную истину» мы вывели из своего короткого путешествия в Рим.

Ездили мы туда абсолютно диким способом, без агентств или гидов, полагаясь только на мои знания итальянкой культуры и на чутье мужа, который хорошо ориентируется на местности.

Выбор такого стиля путешествия произошел по нескольким причинам. Во-первых, у нас было очень мало времени на поездку (всего 4 дня), так что ни в один стандартный тур, который предлагали наши агентства, мы не укладывались. Да и терять массу времени на то, чтобы дожидаться вечно опаздывающих туристов в автобусах, нам как-то не хотелось. Во-вторых, как я уже говорила, я неплохо знаю итальянскую культуру и имею на нее свое, особенное мнение, которое часто не совпадает со стандартными фразами экскурсоводов. И, в-третьих, нам хотелось просто почувствовать себя исследователями, поскольку все памятники Рима мы видели исключительно на картинках и в телевизоре.

Вообще, мы готовы были увидеть совершенно разный Рим: от древней Имперской столицы до того людского муравейника, каким его показывали в своих фильмах неореалисты. Реальность, конечно, как всегда, оказалось еще более сложной и одновременно удивительной.

Вопреки обыкновению, мы совершенно не готовились к этой поездке. Она вообще у нас получилась какая-то спонтанная: мы буквально до последнего момента не знали, получится ли вырваться из города, совпадет ли время отпуска, успеем ли закончить оформление виз… и прочее, и прочее. Так что уверенность в том, что путешествие все-таки состоялось, появилась только в самолете.

Летели до Италии больше 4 часов (самолет задержался на старте, и из-за этого садился тоже не по графику), но это, в общем-то, не редкость, так что задержка нас не расстроила. Итальянская таможня оперативно дала нам «добро», поскольку вещей мы с собой практически не везли (ну какие могут быть вещи в поездке на 4 дня? Так, пара футболок на каждого, да сменные туфли для того, чтобы побольше ходить пешком).

Аэропорт и метро

Из аэропорта до гостиницы решили добираться рельсовым транспортом: сначала на экспрессе, потом на метро. Об этом я вычитала в одном из путеводителей, так что в принципе, мы были готовы к такой поездке. Местная электричка носит название Leonardo express, и билеты на нее можно купить буквально в любом табачном киоске за 11 евро. Конечная остановка – центральный римский вокзал, до которого всего полчаса езды. На вокзале, опять-таки в табачном киоске мы купили себе билеты на метро (по 1 евро за штуку), после чего спустились в местную подземку. Как известно, метро – это такой странный вид транспорта, который в одних городах предназначен для «чистой» публики, а в других – для пролетариев. Рим – уникальный пример сочетания и того, и другого подхода. Всего в этом городе работает две линии метрополитена – А (красная) и В (синяя). При этом первая – вполне современная, с красивыми вагонами и световыми табло, а вторая – с жутковатыми раздолбанными поездами и толпами, в общем, классическое место преступления, как его показывают в боевиках и западных детективных сериалах. Именно тут мы познакомились с «современным итальянским искусством» – граффити, которыми вагоны раскрашены сверху и донизу. (А у нас-то в Екатеринбурге на вагонах метро рекламу рисуют… наивные люди!) между прочим, встречаются среди них и настоящие шедевры… Жаль, что сфотографировать мы их не смогли (точнее, это муж чисто из соображений безопасности не стал вытаскивать в таком месте наш недешевый фотоаппарат).

Гостиница

В гостиницу Jolly Hotel мы приехали примерно в 12 утра по местному времени. Выбирали ее не слишком долго, поскольку все равно планировали в отеле только ночевать, так что нам не надо было никаких супер-комфортных условий. Номер, тем не менее, оказался довольно приличным, и сервис тоже на уровне. Нас быстренько заселили, так что в 2 дня мы уже отправились на осмотр первого кусочка исторического центра Рима.

Прогулки по Риму

Вообще, сам по себе этот центр Рима не слишком велик (около 21 кв. км. площади), но при этом плотность памятников в нем такова, что приходится бесконечно кружить по одним и тем же улицам, рассматривая то один, то другой шедевр архитектуры или скульптуры.

Зашли мы в этот центр с севера, со стороны Пьяцца дель Пополо. Исключительный пример того, как могут взаимодействовать здания и сооружения, построенные в разное время (нашим архитекторам, которые сейчас «творят» в городах черт знает что, даже и не снилось такое искусство). А всего лишь надо было соблюсти гармонию между различными частями композиции, и получился исключительной красоты ансамбль.

Походив вокруг египетского обелиска, который установлен в центре площади, мы отправились дальше, в парк Боргезе. Правда, погуляли мы по парку совсем немного: время поджимало, и надо было еще много куда сходить в этот день. Но сам факт прогулки по парку нас чрезвычайно вдохновил: «живьем» он гораздо красивее, чем те фото, которые мы видели в путеводителе, да и народа в этот час там было почему-то немного.

Из парка мы прогулялись до храма Тринита-дей-Монти, поглазели на Испанскую площадь с лестницей (ходить по лестнице не стали: не люблю я этих восхождений), а потом какими-то запутанными путями, через путаницу улиц и переулки вышли точно к фонтану Треви. Конечно, сюда надо было прийти гораздо позже, когда стемнеет, чтобы посмотреть на подсветку… Но у нас не было такой возможности, так что довольствовались тем, что есть. Вот здесь на площади было народа ровно столько, сколько полагается туристическому центру: буквально толпа, которая активно фотографировалась, кидала монетки на счастье и ходила кругами вокруг фонтана, рассматривая многочисленные фигуры, из которых льются струи воды. Муж справедливо заметил, что фонтан сильно напоминает ему Петергоф (еще бы: в одни годы строили, а мода уже тогда было явлением глобальным), но только у нас, пожалуй, даже побогаче будет, потому что русские не жалели позолоты на ландшафтный дизайн.

Пробравшись через толпу, мы отправились в последний пункт нашей программы – на площадь Венеции, которая сегодня считается неофициальным центром города. Скажу честно: тут ни мне, ни мужу не приглянулось ничего. Может быть потому, что дело было к вечеру. Да, папский дворец, да, Алтарь Отечества, конечно, дворец Бонапарта. Но в Риме вообще на каждом шагу – сплошные достопримечательности, так что глаз несколько «замыливается» и внимание притупляется. Наконец, мы к тому времени (а было что-то около 8 вечера) просто-напросто проголодались, так что пора было подумать и о хлебе насущном.

Еда в Риме

Когда-то в Интернете я вычитала, что «едальню» в Риме проще всего найти около Пантеона. Поэтому мы отправились туда. И правда, тут много всяких забегаловок, но у нас сложилось впечатление, что почти все туристы, приезжающие в Рим, владеют той же информацией, что и мы. Поэтому вечером в здешних тавернах было не протолкнуться в буквальном смысле этого слова: крошечные столики стояли невероятно плотно, а люди сидели впритык. На моей памяти такой аншлаг был только в нашей студенческой кофейне во время большой перемены. Мы тут же напряглись, ожидая от этого места самого худшего. И наши опасения оправдались: хотя персонал старается, как может, качество еды, увы, очень низкое. То есть в меню все описано красиво: свиная отбивная на косточке с грибами, холодная граппа … На практике все с точностью до наоборот: граппа теплая, отбивная – из достаточно жесткой говядины, а на гарнир у нее почему-то не грибы, а фасоль… Лично я очень расстроилась, так что муж утешал меня потом целый час, говоря, что это вполне приемлемая «биомасса» для поддержания сил. В общем, если будет возможность, не ходите в общепит для туристов, а лучше заходить в кафе подальше от проторенных маршрутов.

Вернулись мы в гостинцу примерно в 10 вечера, и сразу же завалились спать. Вообще, в Риме мы довольно рано отправлялись на ночлег, потому что сказывалась разница во времени (все-таки, когда у них 10 вечера, у нас уже два ночи), а поменять режим мы так и не успели.

Зато день мы начинали очень рано: подскакивали в семь утра и были готовы бежать навстречу приключениям. Так что во второй день, ни счет, ни заря мы отправились к Колизею. И хорошо, что пришли пораньше, потому что в половину девятого утра там еще не было организованных туристов, так что можно было спокойно зайти внутрь, не теряя времени в очередях.

Колизей и окрестности

Несмотря на то, что Колизей – это самое «избитое» здание в Риме, не стоит думать, что вы и так про него все знаете. Посмотреть на эти грандиозные развалины однозначно стоит. Хотя бы для того, чтобы понять, насколько хорошо римляне усвоили технологии строительства и инженерного дела, заимствованные ими из Египта и Греции. «Съемная крыша» из парусины, лифты, водопровод, который позволял заполнять арену водой… Глядя на эти благородные развалины, я пустилась в философские размышления по поводу того, что когда-то человечество умело строить гораздо надежнее, чем сейчас. Ведь это здание не исчезло даже несмотря на каменоломню, в которую ее превратили средневековые потомки. А наши многоэтажные домишки, скорее всего, не простоят даже столетия, так что потомкам и посмотреть-то будет не на что.

Если забраться на стену Колизея, с высоты 52 метра можно отлично рассмотреть другие сооружения. Ту же Триумфальную арку Константина, например, или Палатин. Кстати, экскурсия на Палатин уже была включена в билеты, которые мы купили в Колизей. Так что получилось очень удобно. Конечно, от дворцов, которые когда-то тесными рядами стояли на холме, и от Форума Романо сегодня остались только кусочки колонн, но зато тут хорошо размышлять о вечности… Погуляв по развалинам, мы поспешили на Капитолийский холм. Вот тут я наконец-то с удовольствием изучила вдоль и поперек лестницу Микеланджело. Я вообще неравнодушна к этому Титану Возрождения и считаю его все-таки Самым Гениальным итальянцем. Лично для меня он стоит намного выше легкомысленного Рафаэля и даже Леонардо, который, говоря откровенно, не слишком много времени уделял изящным искусствам, увлекаясь больше фортификацией, инженерией и вообще наукой. Другое дело – Микеланджело. Вот кто стал настоящим двигателем искусства! Причем, не только в скульптуре, но и в архитектуре. Так что после Капитолийского холма я потребовала у мужа отправиться на площадь Республики, чтобы посмотреть еще и на храм Санта-Мария-дельи-Анджели, который также строил Микеланджело.

Муж выполнил мое желание незамедлительно, так что уже минут через 40 мы ходили по этой самой площади, тщательно осмотрели храм, полюбовались на знаменитые солнечные часы, которые встроены в его пол. После этого оставалось только погулять по римским улицам без особой цели. Что мы и делали до самого вечера, заходя в первые попавшиеся римские магазины, которые тут на каждом шагу. Целей шопинга у нас не было, так что заходили просто как зрители: посмотреть, что почем, поглазеть на товары и оформления витрин.

Еще раз о еде и питье

О еде в этот день как-то плохо думалось, поскольку на улице была страшная жара. Больше хотелось пить. Так что вся наша закуска свелась к пицце с пивом, а потом еще парой чашек кофе в первой попавшейся кафешке. Попутно выяснилось, что в римском общепите мало кто говорит по-английски, так что возник некоторый языковой барьер. Поставили себе напоминалку в следующий раз выучить названия итальянских блюд, а то ничего кроме пасты и пиццы не знаем. А вот насчет питья нас ожидал приятный сюрприз: в Риме прямо на улицах периодически встречаются питьевые фонтанчики, и вода там вполне сносная.

Часов в 9 вечера вернулись в гостиницу совершенно обессиленные. Но с утра были готовы к дальнейшим подвигам.

Ватикан, Собор Святого Петра, Пантеон и …

На третий день у нас была супер цель: посещение Ватикана. По уже проверенному рецепту мы встали очень рано, так что без четверти восемь уже стояли в конце внушительной очереди в Собор Святого Петра. Несмотря на то, что до его открытия еще было время, народ уже толпился, и с каждой минутой очередь становилась все внушительнее. Так что в итоге мы оказались, пожалуй, даже ближе к ее началу, чем к концу. И попали в Собор довольно-таки быстро.

Описывать то, что мы увидели внутри этой громадины, абсолютно бесполезно. Это грандиозное сооружение в течение многих веков строили и отделывали самые выдающиеся итальянские архитекторы, так что количество шедевров на каждый квадратный метр площади Собора просто зашкаливает. Мы, честно говоря, не прислушивались к тому, что рассказывали организованным группам их гиды, но наверное их речи были примерно такого содержания: «Посмотрите наверх. Это Джотто. А теперь посмотрите направо. Это Бернини. А теперь прямо. Это Микеланджело…» И если вам хоть что-то говорят эти имена, то вы поймете, что ТАКОЕ великолепие действительно может вызывать священный восторг. Лично я с трудом сдерживалась, чтобы вести себя в рамках приличия и не начать размахивать руками, выдавая мужу очередную порцию своих познаний в итальянском искусстве.

В общем, осмотр Собора Святого Петра заняла у нас больше двух часов, а впереди были еще музеи Ватикана с Сикстинской Капеллой. Вообще, как я и предполагала, поход в Ватикан можно сравнить с блужданием по Эрмитажу: его можно бегло пробежать… часов за шесть, и это, если не задерживаться перед многочисленными шедеврами. Что мы и вынуждены были делать, хотя очень хотелось останавливаться буквально перед каждой картиной или фреской.

Вышли мы из Ватикана на самый солнцепек – в 4 дня. Но это нас ничуть не остановило, поскольку надо было сделать еще очень много. Например, сходить к Замку Святого Ангела. Это сооружение по-своему замечательно и, главное, очень характерно для римской истории. Строилось как гробница, превратилось в фортификационное сооружение, использовалось, как тюрьма, а в итоге стало музеем. Замок отнял у нас еще пару часов времени, после чего было решено, наконец, прерваться и перекусить по сложившейся уже традиции, пиццей с пивом. (Вообще, это был наш стандартный набор, мы не сильно утруждали себя поисками пропитания).

Подавив желание свернуть по направлению к отелю (он был совсем рядом), мы отправились посмотреть на Пантеон. Нас с мужем он интересовал, прежде всего, как инженерное сооружение. Как известно, тут римлянам удалось впервые соорудить впечатляющих размеров купольную конструкцию, над загадкой которой потом бились несколько веков.

Когда-то это был величественный Храм во имя всех богов (пока еще римских), а потом, христиане, конечно, приспособили его под свои цели. Судьба Пантеона изменилась в тот момент, когда Рафаэлю пришла в голову великолепная идея завещать похоронить себя в его стенах. С тех пор хоронить в пантеоне стало модным, так что его название превратилось в нарицательное слово, обозначающее кладбище великих людей.

Выпав из Пантеона, мы решили, что пора заканчивать похождения на сегодня, и отправились на поиски ужина. Выбор опять пал на пиццерию, но только заказывать мы стали не пиццу, а мясо. И в этот раз ужин прошел на отлично, так что ушли мы оттуда в крайне приподнятом расположении духа. В номере мы распили еще бутылочку вина, и завалились спать, поскольку завтра надо было уже уезжать из Рима.

Поскольку четвертый день в Вечном Городе у нас был половинным (самолет улетал в пять вечера), надо было четко его распланировать.

С утра мы сдали номер, наши немногочисленные вещи оставили в камере хранения в гостинице. Заодно договорились с портье, что он закажет нам такси до аэропорта. После чего отправились прогуляться по Риму по «ближнему» маршруту. Прошли мимо парка Боргезе, посмотрели на Виллу Медичи, погуляли по запутанным улочкам, посидели спокойно в пиццерии. Мне очень понравилось вот так вот никуда не торопиться. Примерно в два часа дня вернулись в гостиницу, откуда и уехали спокойно в аэропорт.

Сказать честно, из поездки вернулись несколько уставшими. Но ведь у нас и была задача- – все успеть за короткое время. Так что, определенно, поездка удалась. Посмотрели мы, конечно, далеко не все, так что еще в полете обратно в Россию мы уже задумали новое путешествие в Рим и другим городам Италии. Думаю, что если все сложится так, как задумано, в следующем году напишу еще один отчет о поездке.

Автор пожелал остаться неизвестным

Возьмите в дорогу:

Карта РимаКарта метро РимаПутеводитель по Риму; Русско-Итальянский разговорник.